Заявка на участие в конкурсе инновационных продуктов в формате .doc

 

 

ЗАЯВКА
на участие в конкурсе инновационных продуктов
«Петербургская школа 2020»

План заявки

  • Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга. 
  • Заведующий Юдина Елена Юрьевна
  • Телефон: 540-14-36
  • Факс:  540-14-36
  • Электронная почта: dou17spb@yandex.ru
  • Адрес сайта ОУ в Интернете: arlond1@yandex.ru страница «Инновационная деятельность»; инновационный продукт размещен на сайте
  • Наименование инновационного продукта: Программа «Ступеньки безопасности»
  • Авторский коллектив:  Якушечкина Е.В., Яковлева И.Г., Тимофеева Т.В., Кузьмина Л.А., Новикова Л.А., Антошкина Н.Г.,  Миненкова О.В., Гудкова О.В.
  • Форма инновационного продукта – печатные материалы
  • Тематика инновационного продукта:
  • «Дошкольник»: переход от задачи «доступности места в детском саду» к задаче «разнообразие услуг для дошкольников».
  • «Открытая школа»: переход от философии «Школа для Всех» к философии «Школа для Каждого».

 

  • Общее описание инновационного продукта ключевые положения, глоссарий:

            
Одной из приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности. В мировом сообществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к детскому дорожно-транспортному травматизму. Актуальность проблемы сохранения здоровья и жизни детей обусловлена тенденциями развития российского образования.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности, способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания.
На данном этапе развития общества, уделяется большое внимание дошкольному образованию и его возможностям в социализации ребенка, подготовке его к безопасной жизнедеятельности, культурному, физическому, нравственно-этическому, художественно-эстетическому и эмоциональному благополучию.
Правовой основой формирования у воспитанников дошкольных образовательных учреждений навыков безопасного поведения на дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ст. 29 п.1, которого изложено: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».
Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» перед системой образования поставлены задачи, направленные на формирование стереотипов безопасного поведения, повышение уровня культуры участников дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, повышение качества преподавания правил дорожной безопасности во всех образовательных учреждениях, начиная  с  дошкольных.
Согласно Приказу №655 от 23.11.09. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»:
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования  основ  безопасности  собственной  жизнедеятельности … через:
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Сформированные основы культуры безопасного поведения являются основой для дальнейшего совершенствования культуры безопасности личности, формирования нравственно-этических норм поведения.
Согласно плану экспериментальной работы в ГДОУ в течение 2010-2012  коллективом была разработана программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по формированию навыков  безопасного  поведения на дорогах «Ступеньки безопасности».
                Цель программы – обеспечение безопасности жизнедеятельности детей через использование разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.  

 

Ключевые принципы  построения Программы «Ступеньки безопасности»: 

  • Принцип развивающего образования
  • Принцип дифференциации - учитывает индивидуальные возможности развития воспитанников
  • Принцип интеграции взаимодействия специалистов (способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу всех специалистов)
  • Принцип интеграции образовательных областей
  • Принцип системности – все компоненты программы взаимосвязаны и взаимозависимости
  • Принцип конкретности и доступности
  • Принцип концетрического  наращивания информации
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса

Структура программы:
Программа обучения рассчитана на 3 года -  3 ступени.

  • 1 ступенька – «Первые шаги».
  • 2 ступенька – «Шаг за шагом».
  • 3 ступенька – «Грамотный  пешеход».

         В программе определены  задачи работы в каждом возрастном периоде с учетом особенностей психофизического развития детей.
На каждую ступеньку обучения разработано комплексно - тематическое планирование с учетом интеграции образовательных областей и спецификой  коррекционной работы.
Планирование предусматривает решение  программных образовательных задач  в рамках непосредственно образовательной  деятельности и при проведении режимных моментов и включает в себя: совместную взросло-детскую деятельность и свободную самостоятельную деятельность детей.
Количество непосредственно образовательной деятельности может варьироваться с учетом особенностей детей, в плане представлено их рекомендательное количество.
К планированию по каждому возрасту прилагается полное методическое сопровождение: конспекты, игры, литературно-художественный материал.
В структуру  представленных конспектов  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах обязательно входят: дыхательная  гимнастика, пальчиковые игры, речь с движением, логопедические игры, физкультминутки, которые способствуют  выравниванию речевого и психического развития детей.
Представлены авторские логопедические игры направленные на развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи,  коммуникативных навыков,  фонетической стороны речи. (исправление речевого нарушения и связанных с ним процессов). Также представлены  авторские игры и игровые упражнения,  направленные на коррекцию внимания, памяти, восприятия, коррекцию эмоционально-волевой сферы, на коррекцию зрительной сферы  (ориентировка в пространстве, представления о скорости  движения).
Большая роль отведена работе с разнообразными макетами, специально созданными развивающими  ситуациями, которые помогают отработать  модели  поведения в  разных ситуациях, ориентируют детей на самостоятельное принятие решений, формируют   навыки и умения предвидеть опасность, обходить её, а в случае попадания - выходить из неё с минимальным вредом для себя.
Для того, чтобы осознанное соблюдение Правил дорожного движения стало потребностью ребенка, большую роль отводим воспитанию дисциплинированности.
В  программе  представлена   система   промежуточного и итогового мониторинга  сформированности  навыков безопасного поведения на дорогах.

Глоссарий
Культура безопасности - это составляющая общей культуры человека и подразумевает обладание знаниями, умениями и навыками по ПДД, физическим, интеллектуальным, нравственно-этическим, художественно-эстетическим развитием, эмоциональным восприятием, позволяющими распознавать, предвидеть опасные ситуации, знать Правила поведения в таких ситуациях, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь  и жизнь других людей. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности.
Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Транспортная культура – это часть общей культуры человека, включающая качества и ценностные отношения транспортнобезопасной личности, знания в области безопасности на транспорте, умения и навыки безопасного, правопослушного и культурного поведения в транспортной среде, обеспечивающие ему безопасную жизнедеятельность в ней, не нанося ей вреда, и осознанное, самостоятельное и безопасное участие в транспортных процессах;
Коррекционно-развивающий процесс – система педагогических мероприятий, направленных на преодоление (или ослабление) отклонений в психическом и физическом развитии дошкольников.

           Процесс интеграции (от лат. Integratio - соединение, востановление) представлет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

  • Аналоговый анализ:

 

Перечень материалов, аналогичных представляемому продукту:

  • Программа «Светофор».  Т.И.Данилова Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
  • Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии/ авт.-сост. Г.Д.Беляевскова.- Волгоград:Учитель,2012.

Сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом:


Программа «Светофор».  Т.И.Данилова
Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

Программа «Ступеньки безопасности»

Содержит  тематический план, примеры занятий, методические рекомендации, приложения.

Учитывает т индивидуальные возможности развития  детей с общим недоразвитием речи.
Принцип интеграции взаимодействия специалистов и интеграции образовательных областей.
Составлена с учетом изменений  ПДД на 13.04.2012 и не содержит ошибок со стороны Правил дорожного движения.

Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии/авт.-сост. Г.Д.Беляевскова.-Волгоград:Учитель,2012

Программа «Ступеньки безопасности»

Разработана в соответствии с ФГТ.
Не представлена система работы.

Разработана системы работы  с детьми 4-7 лет.  Представлен мониторинг оценки сформированности  навыков безопасного поведения на дорогах. Целостность и единство целей по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и логопедической коррекции.

Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и уражнениях: Учебно-методическое пособие/ Под общюред.Л.Б.Баряевой и НН.Яковлевой.-СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2008.

Программа «Ступеньки безопасности»

Представлены рекомендации по организации экскурсий, дидактических, подвижных сюжетно-ролевых, театрализованных игр. Представлен литературно-художественный материал.

Разработана система работы с детьми по возрастам с учетом с психо-физиологических особенностей, представлена  взаимосвязь работы специалистов.

Таким образом, инновационный продукт – программа «Ступеньки безопасности» с одной стороны направлена на формирование у детей с общим недоразвитием речи навыков безопасного поведения на дорогах, а с другой стороны, на  решение вопросов   коррекционно - развивающей работы.

  • Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта.

 

Организационные ресурсы:

  •  Обучение педагогов на курсах  СПБ АППО «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ГДОУ Санкт-Петербурга»
  • Консультирование педагогов,  родителей по формированию культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах и в транспорте  на странице «Инновационная деятельность» сайта ДОУ.
  • Организация семинаров, мастер-классов, открытых просмотров, организация работы клуба «Автошкола для родителей»,  Педагогических советов.

Для оптимизации формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах необходимо пополнение развивающей среды групп, логопедических кабинетов, физкультурного и музыкального залов игровым оборудованием и  пособиями.

Материально-техническое обеспечение:

  • Комплект напольный  «Азбука дорожного движения»   Альма.
  • Доска магнитно-маркерная панорамная «Азбука дорожного движения».
  • Модели автомобилей с магнитным элементом (для магнитной доски).
  • Дорожные знаки  (для магнитной доски).
  • Светофоры, пешеходы, велосипедисты, регулировщики, объекты социально-культурного быта, пешеходная разметка, лежачий полицейский.
  • Светофор транспортный с пешеходным переходом  электрифицированный.
  • Макеты  микрорайона , безопасных маршрутов «Дом- детский сад».
  • Комплект уличного оборудования «Маленький пешеход».
  • Велосипеды, самокаты, квадроциклы,  машины педальные детские.
  • Шлемы защитные, конусы оградительные.
  • Форма инспектора ГИБДД  (детский вариант)
  • Жезлы регулировщика.
  • Конструктор, модели автотранспорта.
  • Стенды по ПДД.
  • Настольно-печатные игры по ПДД.
  • Комплекты  плакатов и демонстрационного  материала по ПДД.
  • Компьютер, проектор, экран.

 

  • Технология внедрения инновационного продукта

 

Что?
Инновационный продукт  - Программа « СТУПЕНЬКИ   БЕЗОПАСНОСТИ» разработан в рамках экспериментальной работы ГБДОУ детского сада №17 компенсирующего вида  Калининского района Санкт-Петербурга, осуществляемой на основе следующего пакета документов:
- Распоряжения Комитета по образованию от 24.10.08 №1507-р «О регулировании инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга»
- Положения о деятельности образовательного учреждения СПб в режиме экспериментальной площадки (Правительство СПб,  Комитет по образованию).
- Распоряжения администрации Калининского района №222-р от 25.02.2010г «Об организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования Калининского района Санкт-Петербурга».
 Материал носит практико-ориентированный характер: представлены интегрированные формы образовательной деятельности  с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, разработанные  в соответствии с ФГТ.

Для кого?
 Программа «Ступеньки дорожной безопасности» адресована:

  • воспитателям средних, старших и подготовительных групп детских садов компенсирующего вида
  • учителям - логопедам, учителям-дефектологам для проведения коррекционно-развивающих занятий (с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Опыт распространен среди воспитателей  на районном, городском, Международном уровне.

Для чего и зачем?
Данная программа – это программа работы на перспективу. Чем раньше научить детей культуре поведения на дорогах, тем меньше будет неприятных происшествий.
Программа нацелена на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития дошкольников.
Каждая  форма взаимодействия с детьми  по программе «Ступеньки дорожной безопасности» помогает  успешно усвоить правила дорожного движения. Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и в транспорте. В программу входят формы работы, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.
Таким образом, разработанная программа и её содержание способствуют реализации таких педагогических принципов, как:
- учет психолого-физиологических особенностей ребёнка;
- преемственность и взаимосвязь содержания;
- практическая значимость;
- непрерывность процесса воспитания ребёнка.

Как?
Внедрение предполагает реализацию инновационного продукта в воспитательно-образовательный и коррекционный  процесс  в  ДОУ.
 Внедрение проводится в  3 этапа:

  • Диагностический (организационный) – оценка готовности педагогов к использованию инновационного продукт и анализ  материально-технического и  методического характера.
  • Включение (внедрение) инновационного продукта в  комплексно-тематическое планирование конкретного учреждения.
  • Мониторинг воспитательно-образовательного процесса в ДОУ при использовании инновационного продукта.
  • Эффекты, достигаемые при использовании продукта

 

  • Воспитание культуры поведения детей  на дорогах и в транспорте.
  • Повышение  у воспитанников  уровня  сформированности  навыков  и умений   безопасного поведения на дорогах и в транспорте.
  • Повышение уровня коррекционно- образовательного эффекта в процессе реализации программы.
  • Повышение мотивации детей к соблюдению правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и в транспорте.
  • Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их. Снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Оптимизация условий для формирования у детей с ОНР навыков культуры  поведения на дорогах  и в общественном транспорте.

 

  • Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

Участники образовательного процесса

Сложности

Пути преодоления

Родители

Вовлечение родителей в педагогический процесс из-за завышенной самооценки в точности личных знаний, умений и навыков по ПДД.

Непонимание родителями необходимости формирования навыков безопасного поведения детей на дороге и в транспорте в раннем возрасте.

Частые нарушения Правил родителями в присутствие детей, непонимание возможных последствий.

Открытые мероприятия, родительские собрания, просмотр видеоматериалов, практикумы, организация работы «Автошколы для родителей», информационно- просветительские материалы.

Дети

Более длительный процесс усвоения программы с учетом их индивидуальных особенностей здоровья и речевого развития.

Интегрированный педагогический процесс.
Взаимосвязь в работе специалистов.

Воспитатели

Недостаточность знаний правил дорожного движении, отсутствие навыков  регулярного выполнения  требований правил дорожного движения.

Мотивация педагогов к внедрению и реализации программы.

Обучение на курсах, семинарах, мастер-классах.

 

Создание в ДОУ благоприятной эмоционально-комфортной атмосферы.
Поощрение сотрудников.

Материальное обеспечение

Необходимость развития материально-технической базы учреждения.

Грамотное планирование финансово-хозяйственной деятельности, возможное привлечение благотворительных средств

Авторы продукта:
____________________       Е.В. Якушечкина
____________________       И.Г. Яковлева
____________________       Т.В. Тимофеева
____________________       Л.А. Кузьмина
____________________       Л.А. Новикова
____________________       О.В. Миненкова
____________________       Н.Г. Антошкина
____________________       О.В. Гудкова

Заведующий ГБДОУ д/с № 17  _____________________ Е.Ю.Юдина

12.12.2012г.